Наска были наследниками
культуры Паракас. Центром их небольшого государства был город
Кауачи. Это - небольшое поселение из глинобитных построек с холмом в центре, на котором построена
пирамида высотой около 20 метров. Так же, кроме
Кауачи, было открыто еще несколько построек Наска, например
Эскатерия, известный еще под названием «деревянный Стоунхендж». Он представляет из себя площадку, на которой установлены 240 деревянных столбов с развилкой наверху, высотой около 2 метров, а так же несколько столбов меньшей величины, установленных цепочкой вне платформы с запада и с юга от основной массы.
На всей территории расселения
Наска обнаружены множество могил. По фрагментам одежды в этих захоронениях можно установить, что этот народ предпочитал свободные длинные накидки, а также пончо.
Наска окрашивали свои одежды, были выделены около 150 разных оттенков, хотя некоторые и могут быть результатом длительного воздействия природы. Так же, как и их культура-прародитель, Паракас, у
Наска практиковались деформация и
трепанация черепа, пусть и в меньших масштабах. Видимо, при жизни к подвергшимся подобной операции относились иначе, чем к обычным людям, после смерти же их обезглавливали, в могилу вместо головы клали тыкву, а голову хоронили отдельно. Зачастую также на поясах у усопших находят отрезанные головы, ученые склоняются к мнению, что это были боевые
трофеи.
Так же из раскопок удалось установить, что
Наска замечательно умели изготавливать многоцветные глиняные
сосуды, нанося краску перед обжигом изделия.
Но конечно же, наибольшую известность этому народу дали огромные
изображения в пустыне. В теории их создание выглядит просто -
Наска снимали слой земли, открывая более светлый грунт с тёмными контурами-отвалами по бокам. Вначале индейцы создавали эскизы в уменьшенном масштабе, и только потом переносили их на почву. Однако как им удалось сделать это с такой точностью, имея на руках инструменты не точнее колышков с верёвкой — остается загадкой. Варианты колеблются от фантастических (им помогали
инопланетяне) до прозаичных, хотя и не более реалистичных — они умели строить
воздушные шары. Они, кстати, упоминаются в устном творчестве
Инков, так что, возможно, доля правды тут есть.
Насчет цели создания этих
рисунков единого мнения так же до сих пор нет. Например, одна из довольно разработанных теорий (авторства
Марии Райхе) гласит, что эти рисунки являют собой гигантский календарь, предназначенный для выполнения расчетов — либо равноденствий, либо иных природных циклов. В пользу этой теории говорит то, что многие линии действительно ориентированы по значительным фигурам небосвода, а рисунки повторяют имеющиеся созвездия. Так же, отталкиваясь от своей теории,
Райхе произвела расчеты, основываясь на дрейфе карты звёздного неба и определила время создания изображений как V век н.э. Позднее у одного из объектов был найден деревянный колышек, анализ которого отнес его так же примерно к этому периоду.
Другие теории связывают эти
рисунки с религиозными отправлениями - например, что линии были священными дорогами, по которым ходили жрецы во время ритуалов. Либо что эти рисунки - отчаянная попытка воззвать к богам во время засухи так, чтобы они пусть не услышали, так увидели этот зов. И всё же точно мы ни назначение, ни способ создания пока не знаем, и вряд ли сможем узнать до изобретения машины времени.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!