Миштеки проживая в одном регионе с сапотеками, должно быть со времён формирования своей народности, естественным образом соприкасались с соседями, и, так или иначе, оказывали друг на друга ощутимое влияние. Судьбы двух древних народов связаны неразрывными узами, но неправильно было бы говорить о том, что они имеют общую
историю. Скорее, более уместно будет отметить, что история их переплелась настолько, что её невозможно будет разделить, подобно лозе дикого винограда. А сами миштеки с сапотеками, и всё что с ними связано, настолько же похожи, настолько и не похожи в равной степени.
Культура миштеков слаживалась намного позже, чем сапотекская, и, несмотря на близость проживания, две эти народности никоим образом не были связаны узами родства, и относятся к совершенно разным этническим группам. Говорили они на разных языках, и хотя корни обоих языков восходят к наречиям
науа, но вряд ли они понимали друг друга. Миштеки проживали небольшими племенными объединениями, наподобие сельских общин, в то время как у соседей уже складывалось достаточно прочное и сильное централизованное государство. Это и подтолкнуло в конечном итоге
миштеков к более тесной консолидации, постройке первых городов, а несколько позже и созданию первых
протогосударств. Но сделано это было отнюдь не в подражание сапотекам, а чтобы защитить и обезопасить себя от всё нарастающей экспансии на запад, в их коренные земли.
Первые города миштеков стали возникать на рубеже III-II вв. до н. э., как раз в тот момент, когда сапотекское государство полностью сформировалось, и давление соседей стало всеобъемлющим. К этому периоду относятся
Монте-Негро,
Серро-де-Лас-Минас (известны только по испанским названиям),
Уамелульпан, и
Йукуита. Неизвестно какими были их первоначальные постройки, но, несомненно, то, что они всё же смогли отразить агрессию сапотеков, и приостановить их продвижение на запад. Несколько позже, в середине II в. до н. э. Йукуита и Уамелульпан объединили вокруг себя близлежащие селения, образовав, таким образом, небольшие протогосударства, под общим названием
Миштека-Альта.
Об истории этих первых государственных образований миштеков известно крайне мало, некоторое время они продолжали борьбу и сдерживали натиск
сапотеков. Но в конечном итоге вынуждены были сдаться, силы были явно не равны, и в период с I в. до н. э. по I в. н. э. попали в зависимость от государства соседей. И Йукуита и Уамелульпан какое-то время продолжали существовать, но теперь уже как данники и вассалы царей Монте-Альбана, пока в III-IV вв. не распались на ряд мелких вождеств, и так называемая
Миштека-Альта прекратила своё существование. Время от времени эти территории объединялись в эдакие "гегемонии”, главным образом для того чтобы поднять восстание, но все они заканчивались кровавой бойней.
Проживая несколько столетий в полной зависимости от государства сапотеков, миштеки естественным образом впитали некоторые элементы их культуры, те, которые казались им целесообразными, и применимыми к их собственной. Участвовали в их войнах и грабительских походах, смотрели, учились, анализировали, всё, от боевых навыков, до грязной дипломатии. И можно даже говорить о том, что сапотекское доминирование оказало благотворное влияние на культуру миштеков, т.к. сапотеки оказались прекрасными учителями и придали значительный импульс развитию миштеков.
Именно к этому периоду относится бурное развитие миштекских городов, как старых, так и новых, таких как Тилантонго, Уахуапан, Йукуньудауи,
Текиштепек, Тидаа. Так же стремительно развивались ремёсла в этих городах, достигшие небывалых прежде высот, в результате чего изделия миштекских мастеров высоко ценились далеко за пределами Центральной и
Южной Мексики. Местные гончары своей красочной керамикой затмили произведения своих собратьев из Теотиуакана, признанных мастеров в этом деле. Не было равных им в изготовлении мозаичных изделий из бирюзы, а уникальные украшения миштекских ювелиров и сейчас считаются непревзойдёнными артефактами обеих Америк. В VII в. у
миштеков появляется своя аутентичная письменность, красочные, оформленные в высокохудожественном стиле кодексы, являют собой один из лучших образцов документов подобного рода.
В то время как культура
миштеков совершенствовалась и выходила на новый уровень, сапотекское государство начинало ослабевать и постепенно приходить в упадок. Небывалый дотоле кризис, поразивший империю в VII в. и растянувшийся на целое столетие, к началу IX в. парализовал все органы власти на местах. Цепкие объятия умирающего
Монте-Альбана понемногу ослабевали, центральная власть, как и сама гордая столица, рушилась на глазах. Правители сапотекских провинциальных городов всё чаще стали устанавливать у себя стелы с церемониальными надписями, что ранее категорически запрещалось,- это была привилегия царской столицы. Один за другим города сапотеков заявляли о своей независимости, и создавали собственные государства "княжества". Видя, что никто им в этом не препятствует, окрепшие города миштеков последовали их примеру. Царские наместники пребывали в полной растерянности, многие из них были безжалостно убиты, другие бежали сами. До 900 г. когда Монте-Альбан обезлюдел, превратившись фактически в деревню, все земли
миштеков обрели независимость.
В отличие от сапотеков, у миштеков никогда не было сильного централизованного государства. После освобождения от власти Монте-Альбана, страна их представляла собой конгломерат, состоящий из нескольких десятков небольших "
княжеств". Эти мини-государства заключали между собой союзы общин, иногда в такой союз входили только родственные династии, иногда они были смешанными, несвязанными ни узами родства, ни даже дружбы. Таких неформальных объединений, в разное время насчитывалось от 3 до 5, и все они постоянно враждовали друг с другом. Состав общин постоянно менялся, не считалось зазорным перебежать от родственников к их противникам, и вчерашние союзники становились врагами, и наоборот. Если пойти путём сравнения, ситуация в Миштеке X в. очень походила на события происходившие в Англии в XV в., во время Войны Алой и Белой розы.
Поначалу эта непонятная и ненужная вражда ограничивалась лишь мелкими стычками, но в 60-70 гг. X в. это противостояние вылилось в масштабную и кровопролитную гражданскую войну. История этого события стала известна благодаря расшифровке
кодекса Нэттол, в котором оно названо
Войной Небес. Неизвестно что послужило поводом к столь трагическим событиям, но началось это схваткой общины
Юку Ёко (Холм Осы) с общиной
Тау Нуху (Народ Камня). Длительное время ни одна из сторон не могла одержать верх над другой, и несмотря череду кровопролитных столкновений, никто из соперников не хотел уступать и противостояние затягивалось. Когда обе общины были истощены и обескровлены, и казалось, что эта война закончится сама собой, военное счастье склонилось на сторону Народа Камня. В одном из сражений они наголову разбили неприятеля, который уже не мог сопротивляться и запросил пощады, но победители, не отличавшиеся благородством, убили всех захваченных князей, а всё общину Холма Осы подвергли страшному опустошению. Возмущённая этим поступком община Нду Нду Юкхи (Холм Кремней) в отместку, напала на агрессоров и разрушила их города и селения. Как известно, в гражданских войнах не бывает победителей, но победитель всё же нашёлся, хотя и не участвовал в этой бессмысленной бойне – правитель
Тилантонго, который подчинил после этого весь регион, и стал предъявлять права на первенство над всей Оахакой.
Возвышение
Тилантонго началось в середине XI в. правители его, вместе с правителями
Хальтепека, с которыми их связывали родственные узы, безраздельно властвовали в опустошённом Войной Небес регионе. Но после того как правитель
Хальтепека породнился с правящим домом Уачино, принадлежавшим к ветви Монте-Альбана, его родственник из
Тилантонго напал на его владения и захватил город в 1081 г. но после того как пришла помощь из Уачино, вынужден был отступить. Сам он умер при загадочных обстоятельствах в 1093 г., а спустя 2 года, путём обмана и шантажа власть в Тилантонго захватил узурпатор
Лапа Ягуара.
Именно этот жестокий и беспринципный человек, и стал создателем наибольшего государства на землях миштеков. Заручившись поддержкой
чичимеков из Тлашкалы, и призвав себе на помощь правителя Коиштлауака, он в 1097 г. захватил Хальтепек. Используя убийство брата как предлог, Лапа Ягуара со своими союзниками в 1100 г. напал на Уачино, захватив город, он истребил весь правящий род, оставив в живых лишь одну из сестёр правителя, которую впоследствии взял в жёны. Таким образом, он соблюдал "законность” перехода всех земель Уачино в наследственное владение своим потомкам, закрепляя за ними все права. После этого, в сопровождении сотни союзных и подвластных ему князьков, он двинулся покорять долину
Оахака, но здесь его постигла неудача, и весь поход в целом, закончился лишь частичным успехом.
Лапа Ягуара вёл захватнические войны до самой смерти, последовавшей в 1115 г. и за это время он расширил границы Тилантонго от побережья до гор, сделав его самым влиятельным государством миштеков до прихода испанцев.
В XII-XIII вв. началось засилье
миштеков в долине Оахака, путём заключения военных альянсов, скреплённых браками с местной элитой, они оседали на их землях, на правах союзников, а со временем начали вытеснять самих хозяев. В конце XIII начале XIV вв. подобные "игры” начались и на высшем уровне. В 1280 г. один из наследников Монте-Альбана город
Саачила, присоединился к союзу с Тилантонго. В знак протеста, от "княжества” отделился
Куилапан, который навязал союзнические отношения миштекскому
Януитлану, давнему противнику Тилантонго, позже к ним присоединился Хальтепек, бывший вотчиной наследников Лапы Ягуара. Открытого противостояния между ними не было, лишь закулисные игры. Но то, что в двух лагерях, с обеих сторон сложились коалиции из миштекских и сапотекских государств, само по себе говорит о новом витке в отношениях двух народов, и их консолидации, чего никогда прежде не было.
Когда в XV в. в долину
Оахака пришли ацтеки, они встретили решительный отпор со стороны Тилантонго и Саачилы, а Куилапан и Януитлан присоединились к захватчикам, узнав об их намерениях, Хальтепек вышел из союза с ними. В 1458 г. 200 000 ацтеков и их союзников атаковали Коиштлауак, на помощь ему пришли миштеки из Тилантонго и Тлашиако, и сапотеки из Саачилы, сначала союзникам сопутствовал успех, и удалось даже отбросить ацтеков, но потом удача изменила им и они были разбиты превосходящими силами.
Коиштлауак пал, и в последующем служил опорным пунктом для вторжений в земли миштеков, судьба которых была предрешена. В 1503 г. пали Ачиотлан и Хальтепек, в 1505 Кецальтепек и Тототепек, в 1506 Теуктепек, в 1509 Миауатлан и Зазоллан. В 1512 г. под Нолланом ацтеки потерпели жестокое поражение от армии Саачилы, Тилантонго оставшийся одним из немногих миштекских государств сопротивлявшихся экспансии, казалось, получил передышку. Но в 1521 г. изумлённые жители, увидели под стенами города странных пришельцев, в сверкающих на солнце морионах…
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!