✎ «Современным ученым, для более подробного изучения зарождения уникальной цивилизации майя и исчезновения их загадочных предшественников в лице ольмеков, следовало найти связующую точку между двумя великими индейскими народами Мезоамерики. Таким переходным пунктом явилась исапская культура.»
Исапа, располагается на территории штата Чьяпас (юго-восток Мексики), неподалеку от одноименной реки и вулкана Такана. Данное поселение имеет площадь более 2 км. Изучение данной культуры началось в 40-е гг. 20 века, а широкомасштабные раскопки начались в 1962 году. Благодаря обнаруженным археологическим находкам, ученые определили, что местные постройки сооружены в период между 600 г. до н. э и 250 г. н.э. , т.е. в эпоху заката ольмеской цивилизации и зарождения культуры майя. Есть предположение, что исапская культура возникла около 1500 г. до н.э. и по своему возрасту ровня для ольмекского города Ла-Вента. Сравнительная малая территория сооружений исапского стиля (юго-восток Мексики, гватемальский археологический поселок Абах-Такалик и тихоокеанское побережье обоих стран) и короткий срок процветания, не позволяет формулировать данное археологическое поселение, как полноценную цивилизацию. Однако и отрицать, что Исапа являлась плодом ольмекской культуры, усовершенствовав ее и давшей начало цивилизации майя, также нельзя. На сегодняшний день к творениям исапского искусства относятся архитектурные находки в Эль-Бауле, Чоколе, Бильбао, Эль-Хобо (Гватемала), на побережье Веракруса и все старинные индейские постройки штата Чьяпас. Вопрос о происхождении местного населения до сих пор вызывает вопросы у этнологов, изучающих мезоамериканские индейские народы. Точно известно, что исапцы разговаривали на языке тапачультеко (зоквейская группа), которая до наших дней не дошла. Таким образом, гипотеза о языковой близости с народом майя не соответствует действительности.
Исапа располагается на холмистой местности, которая, несмотря на близость с местным вулканом, почва плодородна и пригодна для сельского хозяйства. Здесь имеются 8 отличающихся друг от друга групп курганов, которые скрывают пирамиды-усыпальницы знатных особ и вождей. Исапская культура оставила после себя довольно богатый урожай: примерно 89 стел, около 60 алтарей, 3 трона, несколько пирамид, 2 поля (вероятно для игры в мяч) и другие не менее значительные монументы. Исапцы довольно умело использовали архитектурные познания ольмеков для постройки собственных сооружений. В религиозном культе местного населения видное место занимает ягуар, почитались и другие животные. Однако главенствующее положение в религиозном пантеоне у исапцев занимает рептилия. Люди на стелах в основном изображаются группами. Большинство сцен на них носят светский характер. Люди на них богато одеты и украшены перьями. Среди персонажей стел также обнаружены беременные, старики, горбуны, карлики и даже близнецы. Имеются и сцены сражений, где воины держат в руках голову побежденного противника. Несмотря на то, что Исапа строился как религиозный центр, архитектурные сооружения с божествами часто отходили на второй план. Однако именно отсюда берет свои корни вероисповедание майя.
Здесь развивается культ ночного божества и бога дождя, вскоре получившего имя Чак (главное божество у майя) или "длинногубый бог". На территории Исапы, большинство религиозных стел имеют черты "длинногубый бога". Некоторые персонажи на исапских монументах имеют мифологические черты. Встречаются монументы с изображением странных крылатых существ. Большинство стел содержит различные знаки – пиктограммы. Ученые предполагают, что данные знаки были нарисованы значительно позже после постройки данных сооружений. Они считают, что исапцы не имели собственной письменности и утверждают, что пиктограммы – дело рук эпиоольмекских мастеров. Однако факт отсутствия своего письма на Исапе до сих пор не доказан. Располагающийся на юге Гватемалы архитектурный поселок Абах-Такалик, своими насыпными холмами, которые разбросаны по всей площади данного поселения, отдаленно напоминает исапскую культуру. В самом центре располагается громадный камень, на котором имеется изображение бородатого ягуара-оборотня. Еще одна интересная находка – это стела Герерра, обнаруженная в 1932 году в Эль-Бауле, расположенной на юго-востоке от Абах-Такалика. В правом углу данного археологического памятника изображен человек в профиль, с интересным головным убором и копьем в руке. Над его головой изображены облака. В левом углу в вертикальном состоянии нарисованы различные знаки и черточки. Расшифровка некоторых пиктограмм позволила определить, что некоторые из них подразумевают определенную дату. Этой датой являлся 36 год н. э. Это календарная запись вряд ли относится к равнинному календарному летоисчислению майя. Ряд ученых довольно уверенно относят данную стелу к исапской культуре. Местные алтари отличались по форме. Некоторые из них строились в форме лягушки, символизирующей дождь. Однако жрецы Исапы не отказались и от трехуровневой модели алтаря своих культурных предшественников – ольмеков. Усовершенствовав архитектурную структуру данного сооружения, исапцы делали вход в алтарь узким, а у выхода располагалась стела, имевшая зауженный верх. Данная модель свидетельствует о вере местного населения в потусторонний мир и переселение душ. У некоторых алтарей отсутствие стелы у входа компенсировалась своеобразным внутренним пещерным уровнем или узким помещением. Следы исапской культуры прослеживаются и в Монте-Альто, которая считалась ровесником Исапы и ее главным соперником. На этой территории расположенной неподалеку от Эль-Бауля найдены примитивные сидячие статуи людей с толстыми животами и щеками. Изначально ученые предполагали, что данные постройки принадлежат ольмекским мастерам. Однако обнаруженные позже глиняные черепки опровергли данную версию.
Сравнительно недавно, ряд ученых выдвинул гипотезу насчет знаменитого 260-дневного календаря. Они относят это уникальное творение именно к исапской культуре, а не к цивилизации майя. В защиту своего утверждения предъявляют тот факт, что по своему удобному географическому положению и наличию богатого набора письменного материала, Исапа идеальное место для проведения астрономических расчетов. Однако данная гипотеза не пользуется широкой популярностью среди исследователей мезоамериканских индейских народов и не имеет других доказательств в пользу своей версии.
Археологические находки, найденные в Исапе, начиная с 1973 года стали темой для описания в ряде исторических трудов. Одним из исследователей мезоамериканских цивилизаций ( прежде всего народа майя), в том числе и исапской культуры является известный американский археолог и эпиграфист Майкл Дуглас Коу, который одним из первых в своих письменных трудах определил, что Исапа была самобытной культурой, процветавшей в период после исчезновения ольмекской цивилизации и до начала расцвета не менее великой цивилизации Центральной Америки – индейского народа майя.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!
| ✪ Неандертальцы – предшественники современного человека ✎ Кто такие неандертальцы? На латыни Homo neanderthalensis – это ископаемые люди эпохи раннего палеолита. Они существовали еще 600 тысяч лет назад и их последние останки датировались 30 тысячами лет до н.э. |
|
① Историческая справка
≡ Исапа, главная пирамида
✔ Исапа, главная пирамида
② Историческая справка
≡ в период расцвета Исапа насчитывала 160 построек
✔ в период расцвета Исапа насчитывала 160 построек
③ Историческая справка
≡ вулкан Такана, видимый из Исапы на север
✔ вулкан Такана, видимый из Исапы на север
④ Историческая справка
≡ архитектурные сооружения Исапы
✔ архитектурные сооружения Исапы
⑤ Историческая справка
≡ Исапа и другие значимые места формационного периода на карте
✔ Исапа и другие значимые места формационного периода на карте
⑥ Историческая справка
≡ Исапа, группа
✔ Исапа, группа
⑦ Историческая справка
≡ Исапская стела 5, или камень
✔ Исапская стела 5, или камень
|