Раннеэлладский период (2800-2100 гг. до н.э.) относится к первобытнообщинному строю, для него характерен невысокий уровень материальной культуры. Население материковой
Греции этого периода называлось позднейшими греческими авторами пеласгами. Скорее всего, оно не принадлежало к индоевропейцам.
Керамические изделия изготовлены без использования гончарного круга. Только к концу периода появляются первые предметы из бронзы и серебра. К концу периода также относится появление первых укрепленных поселений, достаточно развитых для своего времени. На территории поселений, в частности, найдены остатки металлургических мастерских. Во время археологических раскопок обнаружено типичное пелопонесское поселение раннеэлладского периода в
Лерне. Оно расположено на холме, превращенном в укрепленный акрополь. Помимо керамических изделий были обнаружены глиняные печати.
Среднеэлладский период (2100-1550 гг. до н.э.) характеризуется вторжением на территорию Греции северных племен ахейцев, которое сопровождается разрушением существующих поселений и возникновением, иногда на их месте, новых.
Ахейцы частично истребили, частично ассимилировали коренное население. Они являлись непосредственными предшественниками греческого этноса.
Отличительной особенностью пришельцев было владение ими обработкой металла. Керамические изделия производились с использованием гончарного круга (минийская керамика). Основными занятиями ахейцев были земледелие и скотоводство.
Найдено большое количество курганов среднеэлладского периода, имеющих явное сходство с аналогичными захоронениями на севере Греции. В курганах обнаружено большое количество оружия, украшений и керамики.
Схожесть материальной культуры пеласгов и ахейцев способствовала преемственности в развитии. В это время уже выделяются крупные земледельческие поселения -
Микены и
Тиринф. Складываются предпосылки для возникновения классического деления Греции на полисы. Географические условия (плодородные долины, разделенные естественными границами) приводят к независимому существованию отдельных родовых общин. Отсутствует стремление к объединению в единое государство, в отличие от Критской цивилизации.
Уже в этот период население материковой Греции прокладывает морские торговые маршруты. Активная торговля велась с
Кикладскими островами, которые связывали
Пелопонесс с
Критом.
Позднеэлладский период (1550-1060 гг. до н.э.) является наивысшим периодом развития Элладской цивилизации и напрямую связан с расцветом Крито-Микенской цивилизации. Центрами этой цивилизации в эпоху ее расцвета были: Микены, Пилос, Иолк; существовали развитые укрепленные центры на островах Эгина, Кеффаления и Левкас. Микенская цивилизация получила свое название в результате археологических работ
Генриха Шлимана, который впервые открыл микенские гробницы. К позднеэлладскому периоду относится большинство крупных микенских археологических памятников. Самые известные из них - шахтовые гробницы, в которых обнаружены наконечники копий, мечи, кинжалы, украшения из драгоценных металлов и электрона (электрума) - сплава из серебра и золота. В XIV в. до н.э. в наиболее развитых центрах Элладской цивилизации строятся величественные крепости и царские дворцы.
Микенский дворец - одно из самых грандиозных сооружений этого периода. Дворец окружен огромными стенами до 6 метров толщиной. Во дворце имелся открытый и просторный двор, парадный зал, жилые помещения, святилище. Стены парадного зала украшали фрески с изображениями различных военных и охотничьих сцен.
Несомненным достижением эпохи было создание крито-микенской письменности. На Крите письменность возникает еще в XVIII в. до н.э. В современной науке эта письменность получила название линейное письмо А вследствие того, что записи представляли собой линии, начертанные на глиняных табличках. Данный вид письменности до сих пор не получил окончательной расшифровки. В XV в. до н.э. на Крите получает распространение линейное письмо Б. В его расшифровке были достигнуты успехи за счет использования расшифрованной кипрской письменности. Одновременно с этим успехом была подтверждена теория о том, что после упадка Элладской цивилизации, часть ее представителей переселилась на Кипр. В XIV- XII вв. до н.э. линейное письмо Б распространяется на материковую Грецию. Большой количество табличек было обнаружено при раскопках города Пилоса. Таблички представляют собой административно-хозяйственные отчеты, содержащие экономические сведения, распределение повинностей, различные списки, документы, связанные с обеспечением военных нужд. Встречается множество географических названий и имен собственных, совпадающих со сведениями Гомера.
Так, расшифровка табличек из
Пилосского дворца позволяет с уверенностью утверждать, что именно о нем приводит сведения Гомер. Это был центр крупного Пилосского царства, включающего территории Мессении, Трифилии и части Аркадии. Согласно надписям, жителями этого царства были основаны первые поселения на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии.
Несомненно, что необходимость письменности при ведении хозяйства возникла в связи с развитием дворцовых комплексов. В середине XX века во время раскопок были впервые найдены таблички с надписями на территории частного дома, а не во дворце.
Во главе Пилосского царства стоял царь (ванака). Главным помощником и, возможно, заместителем царя был воевода (лавагет), который занимался всеми военными делами, собирал налоги, распределял повинности. В табличках упоминаются и другие административные должности, функции которых до конца не выяснены (терета, басилеи и др.). Вероятно, в их ведении находилось управление мелкими сельскими территориями.
Расшифровка линейного письма Б дает возможность сделать некоторые выводы о структуре пилосского общества.
Пилос являлся одним из центров материковой Греции этого периода и представлял собой город-государство с царской властью. Основным источником прибыли царей была земля, которая являлась государственной собственностью. Существовала развитая система правовых земельных отношений. Весь земельный фонд был разделен на индивидуальные и общинные поля, которые находились в ведении государственной власти. Единицей измерения земельных участков была мера зерна, размер которой не выяснен. Однако, известно соотношение земельных участков: царские земли - 1800 мер зерна, земли лавагета - 600 мер, участки рядовых жителей - 9-10 мер. Земельной собственностью обладали жрецы. Таблички дают большое количество сведений о развитых арендных отношениях. В аренду сдавались участки из т. н. общественного земельного фонда и храмовые земли. Женщины принимали участие в аренде на равных правах с мужчинами. Вероятно, большими правами обладали женщины и в других областях общественной жизни.
В
Пилосском царстве большую роль играли ремесленники, положение которых было несколько лучше, чем у рядового населения. Материал для производства они получали от государства, которое и приобретало произведенную продукцию.
Большое значение в хозяйстве дворца имело применение рабского труда. Записи не имеют информации о наличии рабов-мужчин, которых, скорее всего, сразу же после взятия в плен убивали. Зато широко применялся труд рабынь, занимавшихся различными женскими хозяйственными работами.
В Греции возникает несколько развитых крупных городов-государств (
Микены,
Тиринф,
Аргос). В условиях постоянных междоусобных войн в строительстве городов большое значение придавалось укреплениям. Характерно обязательное наличие мощных стен и царских дворцов, представляющих из себя последний рубеж обороны. Остатки огромных каменных стен (глыбы весом до 5 тонн) были позднее названы греками циклопическими, так как они не представляли себе, что это творение человеческих рук, и приписывали строительство мифическим великанам - циклопам.
В ходе раскопок обнаружены величественные царские усыпальницы. В них широко представлены богато украшенные предметы вооружения и роскоши, изготовленные из драгоценных металлов и других привозных материалов (слоновая кость, янтарь и др.). На предметах изображены разнообразные сцены войны и охоты. Захоронения рядовых жителей представляют собой грунтовые могилы с каменными гробами.
Ахейцами положено начало великой греческой территориальной экспансии последующих столетий. Идет колонизации Крита (после гибели Критской цивилизации), ряда прибрежных островов. В этот период уже существуют налаженные торговые связи с Египтом, Сирией, Италией, Сицилией. Открытие Генрихом Шлиманом
Трои и ее раскопки позволяют уверенно утверждать о существовании тесных контактов с материковой Грецией.
Активная колонизаторская политика, строительство мощных оборонительных сооружений и непременное наличие военных сцен в искусстве свидетельствуют о воинственности
Элладской цивилизации. Оружию вообще отводилась очень большая роль в искусстве. Так же, как и на Крите, строились военные корабли, способные совершать таранные атаки. Личным вооружением были колющие мечи, копья. Щиты поначалу вешались на плечи, оставляя свободными обе руки. Бронзовые шлемы встречаются редко. К концу XIV в. до н.э. в регионе появляются пришедшие из Центральной Европы рубящие мечи. Это привело к возникновению традиционных щитов, удерживаемых одной рукой, и широкому распространению шлемов, защищающих от удара сверху вниз. Широко применялись колесницы, пришедшие в Грецию с Ближнего Востока.
По археологическим находкам и расшифровке крито-микенской письменности можно сделать вывод о том, что в греческом обществе четко выделяется богатая прослойка, стремившаяся к роскоши. В домах знати обнаружены ванны, дымоходы, водопровод.
Накапливаются и развиваются научные знания. Зафиксировано появление цифр. Появляются определенные процедуры лечения больных. К этому периоду относят возникновение творчества рапсодов, одним из которых был Гомер.
Для культуры
позднеэлладской цивилизации характерно стремление к индивидуализации человека, связанное с постепенным разрушением родовых связей. В области религии главенствующее значение занимают фетишизм и тотемизм. Объектами для поклонения служили священные деревья и растения. Животные зачастую рассматриваются в качестве общего предка определенной общины. Эти культы впоследствии плавно трансформировались в принадлежность почитания богов классического греческого пантеона. Известно большое количество рощ и деревьев, посвященных определенным богам. Появляются местные божества - покровители отдельных поселений.
В этот период в Греции появляется обособленный институт жрецов, которым отводилась главная роль в служении культу и принесении ему жертв. О человеческих жертвоприношениях ничего не известно, но это не исключает возможности их существования. Жертвоприношения осуществлялись в виде возлияний различными напитками (вино, молоко, мед).
В
позднеэлладский период уже появляются прообразы позднейших олимпийских богов. Отмечено почитание Зевса, Геры, Гермеса, Посейдона и др. Упоминание Диониса опровергает теорию о заимствовании греками этого культа у фракийцев. Еще не существует четкой иерархии богов и развитой мифологии.
Конец периода относится к очередному этапу переселения народов, когда в Среднюю Грецию с севера вторгаются племена дорийцев. Завоеватели разрушают все главные центры
Элладской цивилизации. С разрушением дворцов исчезает и крито-микенская письменность.
Дорийцы стояли на более низкой ступени развития, чем представители Элладской цивилизации. Ее достижения были утрачены, и Греция надолго погрузилась в эпоху "темных веков".
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!