Относительно географического расположения Хайасы, или как её ещё называют
Хайаса–Аззи, и по сегодняшний день не прекращаются жаркие споры. Не смотря на то, что хеттские и ассирийские тексты прямо указывают на верховья
Чороха и
Ефрата как места расселения и постоянного проживания хайасцев, многие исследователи "отодвигают” территорию древнего государства далеко на Восток от Армянского нагорья. Но если взять за основу свидетельства из хеттских источников, о том, что хайасцы не только опустошали территории на Востоке Малой Азии, но и включали некоторые регионы в состав своего государства, становится вполне очевидным, что оба народа имели общие границы. А отрицание этого, может показаться странным, если даже не абсурдным.
О времени и подробностях возникновения
Хайасы ничего не известно. Армянский историк М. Чамчян, в своей "
Хронологической таблице” относит это событие к 2107 г. до н. э. Якобы в этом году армянский вождь
Айк (Хайк) в сражении у
озера Ван разбил вавилонские войска под предводительством
царя Бэла, и создал в этих местах первое армянское государство, первоначально называвшееся
Аратта. Однако, как само сражение, так и личность Айка (Хайка) и существование созданного им царства, носит чисто мифический характер, и решительно отвергается современной исторической наукой. А такая точная датировка столь отдалённого по времени события, позволяет утверждать, что хронологические изыскания Чамчяна не более чем популизм чистейшей воды. Более вероятно, что образование
Хайасы произошло не ранее второй половины XVI в. до н. э., но к этому времени она ещё не была полностью сформировавшимся государством.
Первые достоверные сведенья о
Хайасе относятся ко времени правления хеттских царей Хаттусили II и Тудхалии III. Клинописные анналы освещают события конца XV - начала XIV вв. до н. э. когда хайасцы, возглавляемые царём Караннисом вторглись из района нынешнего Эрзинджана в Каппадокию. Они в нескольких сражениях почти полностью уничтожили хеттскую армию, сожгли их столицу Сапинува, и утвердили свою власть в Симухе, таким образом, отодвинув далеко на Запад свою прежнюю границу. Спустя несколько лет,
Сиппилулиума I попытался покорить Хайасу и вернуть потерянные территории, но сделать это ему так и не удалось. Результатом похода было заключение мирного договора, по условиям которого, царь
Хаккана, всё же признавал себя вассалом хеттского царя, и обязался оказывать ему всестороннюю военную помощь.
Но
Сиппилулиума не выглядел в этой ситуации победителем, действуя по принципу – не можешь победить врага, сделай его своим союзником, он показывал тем самым свою слабость. Ему в тот момент, было важнее всего сохранить своё лицо, и это как никто другой понимал хайасский царь, выказывая покорность, он признавал свою зависимость чисто номинально. Для того чтобы надёжней скрепить этот союз, Сиппилулиума отдал за
Хаккану свою сестру, что связывало теперь и родственными узами два царских дома. Симуха же, оставалась во владении Хайасы, вероятно как приданное, и объявлялась пограничным городом между двумя государствами.
До конца правления Сиппилулиума I и во время непродолжительного правления Арнуванды II, нет никаких упоминаний о хайасцах в хеттских анналах. По всей видимости условия договора соблюдались обеими сторонами, а оба народа жили в мире, каждый занимаясь своим; Хетты воевали с ассирийцами, за господство в Палестине, хайасцы же покоряли Аззи, бывшее до того времени независимым царством. Как это происходило, доподлинно не известно, но концу XIV в. до н. э. Аззи уже находилось под полным контролем Хайасы, называвшейся теперь
Хайаса-Аззи.
В правление хеттского царя
Мурсили II хайасцы возглавляемые царём Анниа вновь вторглись в пределы западного соседа. Но теперь их целью было не расширение границ своего государства, а банальный грабёж, сопровождавшийся опустошением целых регионов.
Мурсили потребовал вернуть угнанный скот и пленников, на что Анниа ответил отказом. Началась длительная, кровопролитная война, с переменным успехом длившаяся около десяти лет. Это противостояние, закончилось уже после смерти Анниа, подписанием нового мирного договора, подробности которого не известны, как и имя наследника хайасского царя. По итогам войны, Хайаса теряла "княжество”
Каска, незадолго до этого приобретённое ею, Туккаму и почти всю территорию Аззи.
Расчленённая и обескровленная
Хайаса, по всей видимости, так и не смогла оправиться от поражения. Начало XIII в. до н. э. ознаменовалось повсеместным упадком и острым кризисом центральной власти, в скором времени сменившимся политической агонией. Как следствие, в течение всего нескольких лет, сильное и могущественное в недалёком прошлом государство, распалось на целый ряд самостоятельных царств. Но и эти обломки
Хайасы-Аззи просуществовали недолго, в течение того же XIII века все они были захвачены хурритами, а гордая столица хайасцев Куммаха вошла в состав царства Дайэани. Спустя 300 лет после падения Хайасы, на бывшей её территории образовалось новое, достаточно сильное государство Урарту, но по этническому составу оно было уже не протоармянским, а
хурритским.
Опираясь на хеттские письменные источники, становится очевидным, что хайасцы были воинственным народом, и что немаловажно, довольно сильным и самоуверенным. Территории государства, расширялись не только за счёт мелких, более слабых племён, но и приграничных областей самой
Хатти, бывшей в то время на вершине своего могущества. Большинство историков именуют хеттскую монархию, одной из величайших империй
Древнего мира, пред которой трепетали египтяне и ассирийцы, но которой не побоялись бросить вызов, мало кому известные
хайасцы. Причём, делали они это настолько успешно, что хеттская держава на протяжении всего XIV в. до н. э. пребывала в постоянном напряжении, и вынуждена была приостановить продвижение на Ближнем Востоке.
Хетты не раз были разбиты в столкновениях с хайасцами и последняя война едва не закончилась их поражением и, по всей видимости, этого не произошло, только благодаря смерти царя
Аннии, совпавшей с началом внутренних противоречий и неурядиц в
Хайасе.
Вполне очевидно, что вступая в противоборство с таким сильным и развитым государством как
Хатти, хайасцы тем самым обрекали себя на неминуемую гибель. На начальном этапе они, безусловно, добились впечатляющих результатов, громко заявив о себе миру, и заставив с собой считаться. Но столетия почти непрерывных войн, направленных на покорение соседних народов и расширение границ своего государства, не могли не сказаться на их моральных и боевых качествах. Исходя из того, что к концу XIV века их завоевательная экспансия уступает место хищническим, грабительским набегам, можно предположить, что у них ещё были силы для захвата новых территорий, но уже не было для их удержания. Нехватка людских и материальных ресурсов, необходимых для ведения длительных войн, вполне объясняет и то, почему
хайасцы после серии успехов неожиданно переходят исключительно к обороне, потом к ведению партизанской войны, а позже и вовсе сдаются на милость победителя.
Кто знает, как бы сложилась история Хайасы, если бы не переоценка сил и возможностей её царей, уверовавших, должно быть, в свою исключительность.
История эта была краткой, наполненной и величия и трагизма, стремительного взлёта, и столь же стремительного падения. И её можно охарактеризовать всего несколькими словами – Кратковременная вспышка, сменившаяся глубоким, всепоглощающим мраком.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!