В состав Византийской империи в период наивысшего могущества входили Сирия, Египет, Палестина, Малая Азия, Армения, большая часть Балканского полуострова и ряд островов на Средиземном море. Византийская империя за весь период существования прошла довольно сложный путь. Сегодня, ученые делят историю Византии на 3 основных периода: 1) IV век – начало VII века – переходный этап от античности к феодализму, эпоха наивысшего могущества; 2) VII - XII вв. – феодальный период развития империи; 3) начало XIII века – 1 половина XIV века – экономический и политический кризис и дальнейший захват турками.
Лучшие времена античной эпохи Византийской империи на период правления Юстиниана I (527 - 565). При этом императоре захвачены германские государства, созданные на территории прежней Западной Римской империи. Власть Юстиниана распространилась также на Крым и Закавказье. Таким образом, Византия по своим размерам практически сравнялась с античной Римской империей. Императором был издан гражданский кодекс, вошедший в историю как «Свод гражданского права Юстиниана». Античное искусство Византийской империи достигла своего расцвета именно при этом императоре. При Юстиниане византийские мастера несколько отходят от традиционных навыков своих античных предшественников. Своеобразным почерком местных умельцев той эпохи было изображение жизни и церемоний высшей прослойки населения, императора и членов его семьи. Нередкой в искусстве Византии являлась и религиозная тематика. Во дворце Халкэ, построенном еще при Константине и восстановленном Юстинианом, создан целый цикл мозаик, где изображены военные победы византийских полководцев. Среди величайших архитектурных сооружений середины V в. числится мавзолей Галлы Плацидии (дочери Феодосия I) в Равенне. Данная усыпальница, на восточный лад украшенная куполом, имеет довольно громоздкие формы. Нижняя часть стен украшена мраморной облицовкой светлых оттенков. Верхняя часть стен покрыта мозаиками с растительными узорами. Вход в мавзолей украшает мозаика с изображением Христа в облике пастуха и окруженного овцами. В самом центре купола - символический крест, а на стенах изображены фигуры мучеников. В период царствования императора Юстиниана I в Константинополе построены величайшие сооружения. В столице империи сформировался целый архитектурный комплекс, состоящий из Ипподрома, Большого (Святого) дворца – резиденции императоров и главного украшения города — собора Святой Софии, который строился 5 лет (532-537). После захвата города турками собор был переделан в мечеть. На сегодняшний день, этот памятник византийской золотой эпохи – музей и мировое достояние ЮНЕСКО. Ипподром в Константинополе являлся не только местом проведения спортивных мероприятий, но и своеобразной площадью, где народные массы могли общаться с самим императором. После захвата Малой Азии и североафриканских территорий началось тщательное изучение культуры и искусства покоренных земель и строительство здесь храмов и других архитектурных сооружений. В развитии всех видов искусства, народы, населявшие обширную территорию империи, оказали немалое влияние. Общеевропейского признания в эту эпоху добились продукция византийских ткачей. Настоящим переломом в развитии ткачества стало разведение в VI веке шелковичного червя. Византия достаточно долго контактировала с Китаем – основным экспортером шелковой ткани в Европу. Византийские миссионеры, разузнав тайну изготовления дорогой ткани, тайком вывезли из Поднебесной несколько личинок шелковичного червя. Вскоре византийская шелковая ткань вытеснила с европейского рынка своего восточного конкурента. Основным центром изготовления продукции из шелка являлась Малая Азия. Из шелковых нитей делали, как шёлковые, так и парчовые ткани. Византийские ткачи, усвоив обе технологии производства китайских мастеров, значительно улучшили собственную технику изготовления, особенно во вставке в шелковую ткань золотых металлических нитей. Особенно часто золотая ткань применялась для шитья царского одеяния и украшения некоторых изделий. Местные умельцы добились небывалого успеха в искусстве шлифовки эмали, которая еще римскими умельцами была заимствована у древних египтян. Изготовление стеклянных изделий разного цвета также являлось величайшим достижением византийской золотой эпохи.
Что касается общественного строя в империи в IV – VII вв., чрезвычайно развитые товарно-денежные отношения и упрочнение позиций главных городских центров империи мешали ликвидации рабовладельческого строя. Преобладающие позиции в византийском обществе занимали старинная плебейская аристократия и провинциальная знать. Высший офицерский состав и представители духовной верхушки также относились к господствующей прослойке. Несмотря на сохранение рабовладельческого строя, некоторые зачатки феодализма зарождаются именно в этот период. К низшей прослойке относились крестьяне, которые подразделялись на частновладельческих и государственных крестьян. И те, и другие были прикреплены к земле и по своей тяжелой участи ничуть не отличались от рабов – представителей самого низа общественной лестницы. В данный переходный период Византийской империи на престоле сменилось несколько династий: 2-я ветвь Флавиев (преемники Константина), Феодосии, Львы, Юстинианы и первые представители семьи Ираклиев.
Во второй, феодальный этап развития Византии, процесс формирования более четкой общественной иерархии. Несмотря на полный переход к феодальным устоям и ликвидацию рабовладения, крестьяне продолжали оставаться прикрепленными к земле и зависимой от феодалов прослойкой, а свободных крестьян становится все меньше. Увеличилось и количество выплачиваемых ими налогов. Происходит процесс укрупнения феодальных владений и окончательного закрепощения крестьян. Духовенство начинает играть более значительную роль в жизни государства. Именно в данную эпоху, в 1054 году случился окончательный раскол христианской церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе. Духовным главой восточных христиан становится патриарх константинопольский. После Юстиниана следующие императоры растеряли ряд территорий, пришедшая к власти во второй половине IX века Македонская династия, воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, практически вернулась к прежним границам. В начале XI века Болгария вошла в состав Византийской империи. Начиная с первой половины XI века, сельджуки совершают первые набеги на византийские земли. Принятие греческого варианта христианства Киевской Русью (988), создание славянской письменности и сближение Византии с русскими способствовало взаимной борьбе с половцами, печенегами и хазарами. В 1071 году сельджукский султан Алп Арслан в сражении при Малазгирте (Манцикерте) разбил византийскую армию и взял в плен императора Романа IV Диогена. Турки заняли часть Малой Азии и Армению. В период правления первых императоров из династии Комнинов военная и экономическая мощь вновь была восстановлена. Воспользовавшись началом крестовых походов, Византия извлекла для себя выгоду в виде территориальных приобретений.
В ремесле и архитектуре этой эпохи все еще сохранялись античные оттенки. Ювелирные изделия византийских мастеров славились по всей Европе. Наряду с крупными мастерскими, чеканившими монеты и изготавливающими оружие, открывались и мелкие мастерские, в которых работало от 5 до 10 человек. Археологические раскопки в бывших византийских городах выявили множество ремесленных изделий, относящихся к XI—XII вв. Развитие стекольного дела началось еще в античную эпоху, но с X века из стекла изготавливались не только украшения (бусы, браслеты, кольца, серьги), но и посуда (исключительно для знати). Стеклянные изделия также экспортировались за границу и были достаточно популярны на европейских рынках. Византийская глиптика – искусство гравировки драгоценных камней, достигла своего расцвета к XI веку. Изделиями византийских мастеров украшалась одеяние царской семьи, церковнослужителей и знати. Искусство резьбы по слоновой кости также достигла своего пика в эту эпоху. Совершенствовалось и ткачество. Изготовление пурпурных тканей перешло на новый этап развития и соединило в себе лучшие качества античных ткачей и их современников в лице византийских мастеров. В иконописи важнейшим становится «лик» - изображение Христа или святых. К архитектурным постройкам данной эпохи относится Собор Святого Марка, построенный в Венеции. Основы первой базилики были заложены в 829 году и завершены в 832 году. В 976 году во время переворота базилика была разрушена, а в 1094 году на ее месте построена новая базилика, сохранившаяся до наших дней. Собор Святого Марка является ярким примером византийского зодчества феодальной эпохи. Храм Святых Апостолов, построенный еще при Константине Великом, не раз становился жертвой пожаров и городских волнений в столице Византии. Последний раз, данная святыня была реставрирована при Македонской династии. Собор Святого Марка разрушен в 1204 году в результате четвертого похода крестоносцев.
Начиная с конца XII века, наступает эпоха политического и экономического кризиса. Общий упадок наблюдается еще при последних представителях Комнинов. Приход к власти династии Ангелов ситуацию не улучшила. Участились междоусобицы, борьба за власть и народные волнения. Положением решили воспользоваться крестоносцы, которые в 1204 году совершили свой четвертый поход и разграбили столицу империи. Свою негативную роль сыграл и византийско-венецианский договор 1187 года, согласно которому ромеи сокращали свой флот и целиком полагались на своих союзников. Однако, военную помощь Венеция не оказала. Шедевры византийского искусства были вывезены в Европу. Византийская империя на время стала католической. На ее территории образовалось несколько государств: Латинская империя, Никейская империя, Эпирское царство, Трапезундское царство и другие, более мелкие государства. Конец владычеству крестоносцев был положен в 1261 году, после захвата Константинополя никейским императором Михаилом VIII Палеологом. Правда территория Византийской империи значительно сократилась. Экономическая ситуация в перерожденной империи также не улучшилась. Развитие ремесла и строительства новых архитектурных сооружений приостановилось. Большинство городов империи переживали период глубокого упадка. Византия не обладала и надежными союзниками. Наследники сельджуков в лице Османской империи, со второй половины XIV века, мечтавшие о захвате Константинополя, приступили к крупномасштабным завоеваниям. Все малоазиатские и балканские территории Византии оказались захваченными турками. Поражение османской армии от эмира Тимура в битве при Анкаре (1402) лишь на время отсрочило захват столицы Восточной Римской империи. В 1453 году Константинополь был оккупирован армией османского султана Мехмета II. Город был переименован в Стамбул и вплоть до развала Османской империи оставался ее столицей. Последний император Византии Константин XI погиб, защищая свою столицу. В 1460-61 гг. захвачены последние центры византийской культуры – Трапезундская империя и крепости Палеологов на Пелопоннесе.
Так пала великая Византийская империя. В качестве культурного наследия современному наследию достались архитектурные сооружения в разных городах и прежде всего в Стамбуле, а также различные украшения и изделия византийского искусства. В нынешнее время, Москву часто сравнивают с Константинополем и Римом и называют «Третьим Римом».
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!