Первые упоминания о городе относятся к вендельскому периоду на острове
Хельгё недалеко от Бьёрко. Вся территория Бирки поделена на несколько городищ. Первое, Svavta Jorden, или «
Чёрная земля», занимало площадь в 12 га. Второе городище, Borg, было построено на скале в северной части острова.
Борг быстро стал доминирующим поселением, его большие гранитные камни использовались для трибун и алтарей, а ступени скал служили для собраний жителей. Поэтому именно в Борге решались важные вопросы жизнедеятельности населения. В южной стороне от поселения располагались самые первые языческие могильники, такие же курганы находились и в северной части
Борга. Северное кладбище отличалось от южного наличием гробов, появившихся в IX веке. Так как захоронения происходили по христианским обрядам, а не по языческим, среди жителей созрел конфликт, в результате которого, по мнению
Арбмана Хольгера, шведского археолога, появился вал
Борга с тремя проёмами, отделяющий язычество от христианства на территории Бирки.
Основная деятельность города проходила в поселении
Бюстан, растянувшегося от гаваней
Куггхамн и Корсхамн вдоль береговой линии. Благодаря фосфатному анализу учёным удалось установить, что площадь
Бюстана была чуть больше площади «Чёрной земли» — 16 га. В 90- е годы прошлого века, проанализировав материал из культурного слоя, исследователи пришли к выводу, что именно в этом поселении жители развивали промышленность и ремесло.
Археологи откопали около сотни фрагментов гребней, отходы косторезного ремесла и бус. Были развиты обработка камня и благородных металлов, ткачество и кожевенное дело. Бирка тесно сотрудничала с окружающими городами, не выходящими за пределы озера Мелар. Об этом свидетельствует железо, которое поступало в город из разных округов Средней Швеции. Ту же самую информацию исследователи получили и при раскопке могил. Впервые раскопки начались в 1871 году, их результаты были опубликованы в первом двухтомном труде
Х. Арбмана, который положил начало большой серии публикаций о Бирке.
Весь инвентарь, который археологи нашли на кладбище, указывает на то, что город состоял в торговых отношениях с арабами (монеты), хазарами (пояса восточного происхождения) и каролингами (монеты и кубки). Некоторые украшения носят англо-ирландский характер, что характеризует Бирку как часть торгового пути Востока с Западной Европой. Арабские монеты в этой коммерческой системе играют не последнюю роль: они являлись важнейшим средством и стимулом товарно-денежного обращения. Все материалы, полученные из-под земли, изучаются довольно тщательно и систематично.
Хольген Абрам, например, подробно изучил принцип импорта в Бирке, описал связь города с каролингской державой, Агнес Гейер фундаментально исследовал ткань, используемую в отделке могил и пошиве одежды,
Дагмар Селлинг проанализировала изделия из керамики и пришла к выводу, что среди предметов быта есть как примитивная местная посуда, так и гончарная западнославянская. Подробному анализу подверглись снаряжение и орудие война, купеческие наборы и украшения из металла.
Город застраивали однотипно, Бирка очень похожа на
Хайтабу. Причалы были сооружены из срубов, которые заполняли камнями, погружёнными в воду, гавань защищал подводный частокол. Уровень воды у Бирки во времена викингов был на 5 метров ниже нынешнего, поэтому основной городской гаванью служила в те времена береговая линия. Она образовывала западный фронт так называемой «Чёрной земли».
Вал Бюстона, разделявший христиан и язычников, сохранился лишь частично, преимущественно в северной части. Шесть его ворот заключили в деревянные башни, сам вал был воздвигнуть намного выше
Бирки.
Учёным трудно выделить все функции города. Помимо ремесленников и купцов, в Бирке находились и конунги. Это говорит о том, что шведский город играл административную роль в жизни своего народа. Поэтому
Бирка была избрана центром идеологических функций, именно с неё начинало христианство в Швеции. Но до сих пор неизвестно, был ли город центром восстановления культуры и структуры викингов, непонятна функция Борга, неясна церковная система Бирки. Правда, в
Хемландене, в её южной и северной частях обнаружен фундамент и захоронения, проведённые по христианскому обряду. Это даёт основания думать, что эти здания могли быть церквами.
Бирка известна историкам благодаря миссии Ансгара. Согласно жизнеописанию архиепископа Римберта бенедиктинские монахи
Витмар и Ансгар были направлены на север для проповеди христианства. Миссионеры после того как были ограблены викингами, всё-таки дошли до города в 829 году. Их приветливо встретил конунг и префект вика, Хертеёгер, который сразу после прибытия монахов отстроил церковь. Первые десять лет население радушно слушало проповеди христиан, в Бирке находились на службе епископ Гаутберг и священник
Нитхард. Но после интенсивной экспансии викингов в середине IX века вспыхнули восстания язычников. Священника незамедлительно убили, а Гаутберга изгнали. Однако Ансгар снова посетил Бирку в 852 году, и, хоть добился признания у конунга, новые епископы не смогли вернуть сильные позиции христианству. В X веке Бирка опять языческим городом.
Стратиграфия «Чёрной земли»
Чтобы лучше понять структуру поселений Бирки, советские учёные особое внимание уделили исследованию «Svarta jorden» («Чёрной земли»). Как известно, её площадь составляет 12 га, однако, если учесть ту территорию, на которой непосредственно обитало местное население, «
Чёрная земля» будет иметь площадь всего в 6 га. Название этому поселению выбрано неслучайно. Оно скрывает в себе вторичный феномен — почву, прокопанную на глубину около 2 м, которая содержит исторически образовавшиеся слои. Под этой почвой археологи нашли остатки золы, гумуса и остатки покрытия домов. Можно сказать, что этот слой, образовавший вторичный феномен, был создан в результате пожара, однако, земля насыщена несожженными костными остатками и янтарём, и их целостность сообщает учёным о нетронутом слое.
Первые раскопки «Чёрной земли» были описаны в трудах
Х. Стольпе. Он разработал собственную методику проведения раскопок, которой пользуются и по сей день. Самым трудным для учёного оказалось изучение городского слоя поселения. Этот слой вскрывали с помощью специальных траншей и рассматривали его на лопате. Но такой метод не принёс большого объёма документации, хотя и был самым доступным для своего времени. В конце XX века историки опять задействовали в своих исследованиях траншеи, только теперь их заполняли специальным чёрным грунтом. Это дало учёным проследить стратиграфию «Чёрной земли». В ходе этих работ было установлено, что весь культурный слой Бирки со временем разложился под землёй, не сохранились даже остатки деревьев, по которым можно было датировать возраст исторического слоя. Несмотря на то что материальную культуру города не удалось распознать, историки смогли определить соотношение ям, конструкций разрушений и отбросов, и по этим данным исследователи составили матрицу распределения обломков керамики.
Предметный мир Бирки
Предметный мир Бирки, несмотря на неизвестность своего возраста, пестрит подробностями. На сегодняшний день археологи добыли информацию о том, как делали вилки в городе, из чего пекли хлеб, какими гребнями расчёсывали голову девушки.
Одна из интереснейших деталей материальной культуры
Бирки — ложки. Их части в большом количестве нашли на территории «Чёрной земли», причём не только в камерных могилах, но и среди предметов, подверженных кремации. Ложки учёные отчётливо поделили на женские и мужские. Многие были сделаны из рога, но встречаются железные и деревянные. Их формы довольно различны. Встречаются ложки в форме округлого черпала, похожего на грушу, и в форме плоской расширяющейся лопатки. Ручки чаще всего встречаются прямые, внешняя сторона плоская, а внутренняя имеет две грани, сводящиеся к центру. Отделывали ложки по-разному. Иногда использовали кайму из канавки или переплетённый ленточный орнамент, также встречаются дуги и точечный рисунок.
При
раскопках кремированных могил учёные встречают куски обугленного хлеба. Арбман утверждает, что хлеб был найден не менее чем в 37 захоронениях. Как показали исследования, размер хлеба был невелик: всего 5–6 см в диаметре. Однако в одном захоронении кусок достигает 18 см. В основном хлеб пекли из ячменя, в большинстве образцов были найдены и другие злаки. Жители Бирки иногда использовали пшеницу, спельту и однозернянку. Рожь был менее популярна, она встречается лишь в двух случаях из 37. В некоторых образцах были смешаны ячмень и овёс или овёс с пшеницей. Это смешение злаков вполне логично. Таким образом скандинавы пытались добиться лучшего вкуса хлеба.
Хлеба использовались для разных случаев. Некоторые его виды можно было употреблять в пищу, например, ячменные или овсяные. Их выпекали толстыми и однообразными. Другие виды выпечки использовали для погребения. Они должны были получиться тонкими, поэтому их делали из пшеницы, ржи и льняного семени. Лён в Швеции используют со времён бронзового века, но их находки достаточно бедны, но несмотря на это семена льна пролили свет на загадочную историю
Бирки.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!