История заселения и дальнейшего развития островов Гилберта покрыта непроглядным мраком неведенья. Учёные, занимающиеся этим вопросом, говорят, что это, пожалуй, наибольшее белое пятно в истории развития цивилизации в целом. Но особое место, точно так же, как и в географическом плане, в этой истории занимает небольшой остров
Банаба, остававшийся неизвестным европейцам вплоть до середины XIX в. Причиной этому послужило его отдалённое от других островов местоположение, благодаря чему, он веками оставался изолированным от всего мира и жил своей собственной, тихой, спокойной и размеренной жизнью.
Коренное население, как и сам остров, носит имя банаба, что в переводе с языка кирибати означает "
каменный”. Они утверждают, что их предки в незапамятные времена прибыли с Юго-Восточной Азии, о существовании которой, они, кстати, несмотря на свою обособленность, хорошо знали ещё до прихода белого человека. Подобные знания, могут говорить о том, что они ещё в древности имели какие-то связи с азиатским материком, но пока это ничем не подтверждается и, кроме того, ничего неизвестно о мореходных навыках этого народа. Что более вероятно,
банаба просто слышали о нём от других, а принадлежность к "далёкой прародине” приписали себе, чтобы как-то повысить свой статус. В числе своих предков, они так же называют выходцев с Вануату, именуя их "жестокими людьми”, весьма искусными в военном деле и колдовстве. Из чего следует, что островитяне ещё сами не определились по поводу своих истоков.
Учёные предполагают, что первыми поселенцами на острове были австралоидные племена, не совсем понятно, откуда они приплыли, но происходило это, не ранее VI в. до н. э.. Тем не менее, предками банаба и кирибати, их всё же не называют, так как, есть все основания утверждать, что на протяжении следующих веков были и другие волны миграции, с иных регионов Тихого океана. Так что, вполне возможно, "жестокие люди” с
Вануату, были не плодом воображения островитян и их предания сохранили вполне реальные исторические события. В частности, сейчас учёными подтверждается, что одними из таких мигрантов, упоминающихся в местных сказаниях, были выходцы с
Новой Гвинеи, по всей видимости, сбившиеся с пути во время шторма. Они остались в главном поселении острова,
Табвева, и хотя не конфликтовали с местным населением, но жили обособлено, в результате чего, со временем произошёл раздел Банабы на "государства”
Те Кариа и
Те Кариета. С приростом населения, на острове появилось множество деревень и оба государственных образования разделились на округа, а вскоре, благодаря бракам, население их смешалось, и линия условного разграничения исчезла.
Сейчас невозможно, даже приблизительно установить, когда происходили эти события. Но можно с уверенностью говорить о том, что к XIII в. здесь уже существовала достаточно развитая
культура, о чём можно судить по сложным сооружениям, возникшим на острове к этому времени. Это были
каменные могильники, ставшие отличительной чертой культуры банаба, технология постройки которых, не была известна на островах входящих в архипелаг Гилберта. Они представляют собой
пирамидальные курганы, в которых хоронили, по всей видимости, племенных вождей. Многие из
"низких пирамид”, как их ещё называют, и сейчас можно увидеть на острове, рядом с деревнями Те Ака и Буаконикаи, где также сохранилась
вымощенная камнем дорога, правда, куда она вела, выяснить не удалось. Об этих сооружениях и сегодня мало что известно, археологических раскопок на острове не проводилось и вряд ли в ближайшее время это предвидится. Дело в том, что на Банабе вся полнота власти сосредоточена в руках
Совета Острова, который категорически запретил нарушать покой предков, поэтому археологам путь сюда заказан. До недавнего времени, учёные вообще были не уверены в назначении низких пирамид. И о том, что это именно могильники, стало известно только благодаря случайности, когда в одной из них появилась трещина, сквозь которую стали видны останки двух человек.
В XIV в. на
Банабу вторглись племена с Тонги и Фиджи, доподлинно неизвестно действовали они сообща, или по отдельности, но так или иначе, они были последней волной мигрантов поселившейся на острове. Интересно то, что начиная с этого времени, на Банабе полностью прекратилась постройка пирамидальных курганов, но что стало этому причиной, остаётся загадкой. По этому поводу учёные выдвигают целый ряд версий и согласно одной из них,- когда фиджийцы и тонганцы пришли сюда, остров оказался пуст! Никто и не пытается объяснить, куда же в таком случае девались его жители, но это, якобы всё объясняет – постройка "
пирамид” прекратилась потому, что начиная с XIV в. на острове проживал уже совершенно другой народ. Но это маловероятно, и не потому, что эта версия выглядит фантастической, а по той простой причине, что этот народ, к XIX в. непременно сохранил бы черты и элементы культуры населения Тонги и Фиджи, даже после 500 лет изоляции. Что более вероятно, произошла ассимиляция коренных жителей и пришлых племён, и процесс этот завершился незадолго до прихода европейцев. Но почему была утрачена погребальная традиция, остаётся непонятным.
Говорить о том, что до середины XIX в. европейцы и не подозревали о существовании Банабы, было бы неправильно. И хотя, и
Педро Фернандес де Кирос, открывший острова Гилберта в 1606 г. и позже Иван Фёдорович Крузенштерн, неизменно проплывали мимо, об острове Банаба прекрасно знали авантюристы всех мастей. Остров был расположен далеко от торговых путей, был чрезвычайно беден, и к тому же не имел постоянных источников пресной воды, поэтому для всех он был безынтересен. Но в середине XVIII в. частыми гостями на нём стали пираты, заходившие сюда в поисках провианта, а поскольку поживиться на Банабе было больше нечем, они начали захватывать островитян для продажи в рабство. В начале XIX в. на смену им пришли китобои, которые повадками мало чем отличались от корсаров и часто грешили работорговлей. Поэтому, когда в 1868 г. на острове поселился американский миссионер
Хайрам Бингхэм, как и всех белых людей, его приняли с недоверием и на первых порах, "заблудшие язычники” оставались глухи к его просветительским речам. Впоследствии, некоторая часть населения приняла христианство, но большинство отказалось, потому что Бингхэм пытался искоренить языческие обряды, среди которых были и традиционные танцы народа банаба.
К этому времени, на острове уже сложилась достаточно развитая самобытная культура, бывшая преимущественно земледельческой.
Банаба выращивали таро, батат, тыквы, а так же панданус, манго, хлебное дерево, сахарный тростник и занимались насаждением кокосовой пальмы, имевшей широкое применение. Кроме того, островитяне занимались рыболовством, производством копры, кокосового масла, бывших основным предметом их торговли. А ещё варили самогон из перебродившего пальмового сока, что стало причиной постоянных конфликтов с миссионерами, пытавшимися запретить его производство. Съестных продуктов на острове всегда было вдоволь, а вот с пресной водой была настоящая проблема; имея только водоёмы, наполнявшиеся дождями, банаба довольно часто страдали от жажды. Так, во время небывалой прежде засухи в 1873-1875 гг., население острова сократилось в 5 раз, с 2000 до 400 человек.
Банаба имели строгую социальную и иерархическую структуру, и всё общество делилось по клановой системе, но у них не было вождей, а правящим сословием были старейшины кланов. Они собирались в
манибах – специальных зданиях, служивших исключительно для этих целей, и сообща решали все вопросы, представляя собой, своего рода "парламент”. Все банабу были очень религиозны и ещё более того суеверны, верили в колдовство и духов, которым приносили жертвы, в виде подношений из разнообразных плодов и самогона, и повсеместно ставили тотемные столбы. Любимым развлечением островитян были гонки на каноэ, и особенно их традиционные танцы, которые сопровождаются песнями, исполняемыми в 4 голоса. Жители
Банабы считаются лучшими танцорами всего тихоокеанского региона, и подтверждением этому служит то, что в 1970-х годах, они одними из первых выступили на церемонии открытия Сиднейской оперы.
В 1900 г.
Банаба попал под британский протекторат, и интерес властей к этому забытому богом клочку суши посреди океана, был вызван открытием на нём колоссальных залежей фосфоритов. В том же году, со старейшинами острова был подписан договор, согласно которому, Компания тихоокеанских островов, выкупала у них право разработки месторождений фосфатов на 999 лет, с оплатой 50 фунтов в год. По условиям того же договора, компания обязалась оставить неприкосновенными те части острова, где располагались насаждения кокосовых пальм. Но эта часть договора не выполнялась с самого начала, и в результате, уже к 1909 г. почти все кокосовые рощи были полностью уничтожены, и только около 15 % всех земель острова избежали варварских разработок. Широкомасштабная добыча фосфатов на Банабе продолжалась в течение 40 лет и прекратилась только в 1940 г. с началом Второй мировой войны.
Вторая мировая война, пришла на
Банабу, уже через несколько часов после атаки на
Пёрл-Харбор японской авиацией, остров так же подвергся бомбардировке, которая продолжалась и в последующие дни. В преддверии захвата острова японскими войсками, правительство Великобритании инициировало эвакуацию с него представителей компании и их семей в Австралию и Новую Зеландию, а о туземном населении даже не вспомнили. 26 августа 1941 года, после массированного обстрела, продолжавшегося два дня, японцы высадились на острове, не встретив фактически никакого сопротивления. С первого дня они начали превращать его в мощную крепость, занявшись строительством сети фортификационный сооружений с использованием рабского труда местного населения. После завершения постройки укреплений, большую часть банаба вывезли на другие острова, а остальных, после известия о капитуляции Японии в 1945 г., 20 августа расстреляли. Но одному из островитян чудом удалось выжить, он продержался 3 месяца до прихода союзников, прячась в пещере, и когда остров был освобождён, рассказал о зверствах японцев.
После окончания войны, в 1947 г. разработка фосфоритных месторождений возобновилась. Сразу же после этого, Совет старейшин затеял судебную тяжбу с Британской фосфатной комиссией, требуя от неё выплатить компенсацию, за непоправимый ущерб нанесённый острову за годы добычи фосфатов. Судебное разбирательство растянулось на долгие годы, и только в мае 1977 г. было принято решение возместить островитянам убытки в размере 7 000 000 фунтов. Кроме того, они требовали признать их независимость от Кирибати, но этот вопрос так и остался нерешённым.
С 2000 г. правительство
Кирибати рассматривает возможности возобновления добычи фосфатов. И если решение комиссии будет положительным, можно с уверенностью сказать, что уже через несколько поколений, остров Банаба останется только в памяти его коренного населения, в большинстве проживающего сейчас на острове Рамби, и исчезнет со всех географических карт.
✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientciv.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!