Концом независимой древнегреческой цивилизации считается 146 год до нашей эры, когда восточно-средиземноморские полисы были подчинены новым гегемоном региона – Римом. За довольно продолжительное время своего существования эллины достигли значительных успехов в различных сферах деятельности, создали своеобразную полисную систему городов-государств, дали начало многим современным наукам и обогатили мировую культуру своими изобретениями и архитектурными постройками, которые были переняты последующими цивилизациями региона. Письменные источники, дошедшие до нас благодаря древнегреческим ученым, позволили досконально изучить весь исторический путь, который прошли древние греки за все время существования их небольших и независимых полисов-государств.
В отличие от более древних цивилизаций, в формировании которых принимали участие отличающиеся друг от друга по этнической и языковой принадлежности народы и племена, зарождению древнегреческого этноса способствовали в основном местные греческие народы: ахейцы, дорийцы, эолийцы, ионийцы, иллирийцы. Родственность этих народностей с основателями первого государственного образования на острове
Крит – минойцами, однако не доказана. Современная историческая наука считает, что в поздней стадии формирования минойской цивилизации главную роль сыграли финикийцы, слывшые искусными мореплавателями и купцами. Язык минойцев, по мнению лингвистов, относился к семитской языковой группе, что подтверждает гипотезу о влиянии финикийцев на критскую цивилизацию во II тысячелетии до нашей эры. Что касается вышеуказанных греческих народов, то, несмотря на некоторые различия в обрядах и традициях, они общались на разных акцентах одного и того же языка и не имели больших проблем при общении. Сменяя друг друга в процессе формирования единого этноса, эллины расширяли ареал своего обитания и распространяли свою культуру на все
Средиземноморье. Самым древним племенным объединением из них были ахейцы, поселившиеся на юге материковой (Балканской) Греции уже к концу III тысячелетия до нашей эры.
Что касается периодизации древнегреческой истории, то ее можно формулировать по-разному. В основном, хронологическая последовательность цивилизации древних греков делится на 5 основных этапов: 1)
эгейский или крито-микенский период (III-II тысячелетия до нашей эры) – расцвет минойской цивилизации, а после ее разрушения – нашествие ахейцев, расселение их в материковой Греции, развитие микенской цивилизации; 2) гомеровский период (XI-IX века до нашей эры) – вторжение дорийцев в Балканскую Грецию, вытеснение ахейцев в горные местности, расширение греческих полисов; 3) архаический период (VIII-VI века до нашей эры) – развитие греческих полисов и расширение среды обитания; 4) классический период (V-IV века до нашей эры) – эпоха войн греческих полисов за свою независимость с Персидской империей и дальнейшее увеличение влияния древних греков на малоазиатские владения
Ахеменидов; 5) эллинистический период (вторая половина IV — середина I века до нашей эры) – захват Греции македонянами, а затем римлянами и распространение древнегреческой культуры и искусства за пределы Средиземного моря. Первый этап древнегреческой истории также именуют эпохой древних культур (минойской и ахейской). Порой 3 первых периода соединяют в единый доклассичесский период. Таким образом, вся древнегреческая история разделяется на 3 эпохи: доклассический, классический и эллинистический.
Свою отчизну местные жители именовали
Элладой.
Древняя Греция в основном состояла из 3-х взаимосвязанных частей: Балканская или материковая Греция, греческие города у западных берегов Малой Азии и греки, проживавшие на островах Эгейского моря. Сухопутный регион, почти со всех сторон омываемый морскими водами, по своим естественным климатическим и географическим параметрам подразделялся на Северную, Среднюю и Южную Грецию. На северных рубежах Греция соседствовала с Македонией, между которыми проходила горная цепь, заканчивающаяся на северо-востоке священной горой эллинов – Олимпом, который, по мнению местных жителей, являлся домом всех их богов. За горным хребтом Пинд располагались 2 отличающиеся друг от друга области: на западе – Эпир, на востоке – Фессалия. Первая, со всех сторон окруженная горами и быстротечными реками, где основным населением были воинственные и дикие иллирийцы, долгое время оставалась изолированной от остальных областей Древней Греции. Здесь же имелся город Додона, в котором располагался храм главному богу греков, Зевсу. Оракул данного святилища предсказывал судьбу прихожан по шороху листьев местного дуба. Восточный сосед Эпира, Фессалия, была счастливой обладательницей единственной на всю материковую часть страны довольно просторной горной Темпейской долины. Для развития коневодства эта местность считалась идеальной. Здесь же протекает многоводная река Пеней. Границей межу Средней и Северной Грецией также служила протяженная горная цепь, оканчивающаяся у берегов моря неширокой дорогой - Фермопильским ущельем. Данная местность фактически находится в кольце 3 крупных заливов - Коринфского, Саронического и Эвбейского. На западе находились отделенные друг от друга быстротечной рекой Ахелой Акарнания и Этолия. Дальше на восток между заливами находились области Локрида, маленькая Дорида, Фокида ( со знаменитой горой Парнас и храмом Аполлона) и Беотия, богатая на водные ресурсы (самое крупное Копаидское озеро). Самой дальней восточной областью являлась Аттика, окруженная почти со всех сторон морскими водами и для которой судьба уготовила важное место в развитии древнегреческой цивилизации. Центром области были Афины. К центру примыкали 2 морские гавани - Пирей и Марафон. В Аттике имелось 2 залива - Элевсинский и Фалерский. Со временем эта территория превратилась в морской центр всей Греции. Практически вся область была изрезана горными низменностями. Аттика обладала довольно большими запасами природных ископаемых (мраморный рудник Пентелик) и благородных металлов (серебряный рудник в Лаврие). Здесь же изготовлялся замечательный мед. Несмотря на морское расположение, в области не хватало питьевой воды. Так как Аттика по большей части являлась гористой местностью, то и почва здесь, соответственно была малопригодной для земледелия и благоприятствовала выращиванию лишь оливок и винограда. Вода и хлеб, в основном, ввозились из соседних областей. Среди других богатств Аттики также можно указать колиадскую глину и местную краску желтого цвета – «сил». На узкой полосе суши (Истм), объединяющей Среднюю и Южную Грецию, находился морской конкурент
Афин – город Мегара, у которой первые впоследствии военным путем отобрали Саламин. На пересечении Коринфского и Саронического заливов возвышался еще один большой торговый город – Коринф, имевший, как и Афины 2 морские гавани. За Истмийским перешейком располагался полуостров Пелопоннес (Южная Греция), отличавшийся от других местностей разрубленной формой побережья. Данная территория, как и у северных соседей, была горно-лесистой. На севере Пелопоннеса находилась Ахайя. На территории ее юго-западной соседки, Элиды, располагалось святилище в честь верховного бога Зевса. Здесь же, у берега реки Алфей находился спортивный городок
Олимпия, где, как и по сегодняшнему регламенту (раз в 4 года) проходили
Олимпийские игры. В самом сердце Пелопоннеса располагалась Аркадия – лесная местность в кольце горных возвышенностей и не имевшая выхода к морским просторам и считавшаяся самой отсталым по развитию районом. На юге полуострова за горными хребтами Парнона и Тайгета находились 3 крупные области, с давних времен населенные дорийскими племенами: Арголида, Лаконика и Мессения. Центром первой был
Аргос – вечный конкурент
Спарты – столицы Лаконики и родины истинных воинов. По территории второй, протекала река Эврот. Плодородная почва Лаконики ежегодно обеспечивала население богатым урожаем. Третья область, Мессения прославилась выращиванием фиников. Немаловажную роль в распространении древнегреческой культуры далеко за пределы Средиземноморья сыграли малоазиатские греки, основавшие у западных берегов региона области
Иония и Эолида и поддерживающие тесные отношения с континентальными собратьями.
Как было указано выше,
минойская цивилизация острова Крит начала зарождаться еще в III тысячелетии до нашей эры и оказала существенное влияние на все Средиземноморье и в первую очередь на Балканы. Честь открытия данной культуры принадлежит английскому историку и археологу Артуру Эвансу. Им проводились раскопки на развалинах одного из центральных городов Крита – Кносса. Ученым были обнаружены останки считавшегося мифом знаменитого критского лабиринта царя Миноса, легендарного основателя единого государства на острове. О местных жителях известно немного. Многие историки считают, что на критскую культуру существенное влияние оказали государственные образования
Ближнего Востока. Минойцы умели обрабатывать металлы, однако основным занятием местного населения было земледелие. Настоящий прорыв в развитии произошел к началу III тысячелетия до нашей эры. Ученые делят данную эпоху на 2 этапа: 1) период старых дворцов (2000-1700 годы до нашей эры); 2) период новых дворцов (1700-1400 годы до нашей эры). Первая эпоха, по мнению исследователей, была временем формирования мелких государственных образований. Известно также, что различные природные катаклизмы не обходили стороной Крит. Местное население было чрезвычайно набожным. Вторая эпоха ознаменовалось объединением всех городов на острове под властью одного правителя. Началось строительство новых и разрушение старых дворцов. Считается, что наивысшего расцвета минойская цивилизация достигла в начале XV веке до нашей эры. Торговцы и мореплаватели критяне распространяли свое культурное влияние и на соседей из Балкан, особенно на ахейцев, которые в XVI веке до нашей эры основали на севере Пелопоннеса свой административный центр – город Микены и отличавшиеся воинственным нравом. Не меньше вопросов у ученых вызывает тайна разрушения столь развитой цивилизации примерно в 1470-50-х годах до нашей эры. Многие исследователи сходятся во мнении, что основной причиной падения минойской цивилизации стало мощнейшее извержение и поныне активного вулкана Санторин на острове Тира, которое вызвало не менее сильное цунами, затопившее близлежащие острова
Эгейского моря, в том числе и Крит. Другие историки утверждают, что непосредственными виновниками уничтожения столь развитой культуры являлись ахейцы. Данная древнегреческая народность, несмотря на тесные контакты с минойцами не обладала высоким культурным потенциалом и в отличие от островитян довольно часто стремились к решению проблем военным путем. Так или иначе, в середине XV века до нашей эры центр древнегреческой цивилизации переместился в Микены, честь открытия которой принадлежит Генриху Шлиману. Ахейская цивилизация продержалась вплоть до XI века до нашей эры. Микены, пользуясь достижениями критской цивилизации и объединив их с собственным военным потенциалом, стремились к гегемонии на Средиземноморье. Более подробно ахейцы описаны в произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея», где описывается их война с Троей. В период существования микенской цивилизации основаны ряд городов, которые находились в некоторой зависимости от Микен. Самым знаменитым правителем центра ахейской культуры считается полулегендарный Агамемнон – предводитель ахейцев в Троянской войне.
Микенская цивилизация, как и ее предшественница, прекратила свое существование довольно внезапно и загадочно. Большинство ученых сходятся во мнении, что конец ахейской культуре положило нашествие другого древнегреческого племенного объединения – дорийцев. Новые хозяева Греции, по своему культурному и экономическому развитию, заметно уступали ахейцам. Дорийцы, кроме искусства плавления железа, другими значительными достижениями не обладали и успехами своих предшественников пользоваться не собирались, предпочтя этому частичное уничтожение ахейцев и выселение их на менее плодородные земли Пелопоннеса. Данный поступок способствовал стремительной деградации культуры древних греков, отбросив ее в развитии чуть ли ни на тысячелетие назад. Дорийцы заселили Арголиду, Мессению, Лаконику и остров Крит, а также проникают в Южную Италию, на Сардинию и Сицилию. Ахейцы поселились в горной Аркадии, а некоторые покинули Балканскую Грецию и направились в Малую Азию, где и основали свои поселения. Остальную часть сухопутной части страны заселили другие греческие и негреческие народности: эолийцы, ионийцы, иллирийцы, пеласги, лелеги и карийцы.
К концу IX – началу VIII веков до нашей эры наступает совершенно новая эпоха развития древнегреческой цивилизации. На всех территориях, заселенных греками начинается процесс формирования полисной системы государственности. В континентальной части Греции, у малоазиатских берегов и на островах Эгейского моря возникает множество некрупных мини-государств. Некоторые из них являлись первыми республиками античного мира. В начальный период развития греческие полисы представляли из себя сравнительно маленький городок, в котором проживало несколько десятков семей с рабами, а границы не превышали нескольких десятков км
2, а также одновременно являлись производственным, управленческим и культурным ядром мини-государства. Основными занятиями были, или земледелие (в зависимости от плодородности почвы), или ремесленное дело. До классического периода крупных городов практически не было. Очень редко число жителей полиса поднималось выше нескольких десятков тысяч человек. Лишь после греко-персидских войн более сильные города-государства (
Спарта,
Афины) приступили к завоеванию своих ближайших соседей и значительно увеличили число населения. Государственный строй каждого города отличался своей разнотипностью. В некоторых полисах власть принадлежала знатным гражданам и поэтому такая форма правления называлась олигархией. В других республиках делами города руководил народ – демократия. В Спарте для управления государственными делами избиралось 2 царя из двух родов, но реальная власть находилась в руках совета старейшин. В некоторых полисах встречается тирания – единоличное правление одного человека с неограниченными правами. Однако самой распространенной формой правления в греческих городах была аристократическая республика. Во многих полисах государственное устройство не раз изменялось. Особенно трудно приходилось малоазиатским грекам, которые вынуждены были мирно сосуществовать с неродственными им народами, порой перенимая их культуру.
Социальная прослойка полисов
Древней Греции состояла из 3 основных классов. Основу древнегреческого общества составляли граждане. Они являлись главными держателями земли и активно участвовали в общественной жизни города, их голос на народном собрании имел вес, из их числа формировалась основа греческой армии. Следующими представителями социальной лестницы были свободные жители городов, которые не принимали участия в политической жизни полиса, ввиду отсутствия прав, имеющихся у первой прослойки. В основном к ним относились греки, прибывшие из других областей. Третьим, самым бесправным классом древнегреческого общества являлись рабы. Чем знатнее был гражданин, чем больше было его хозяйство, тем больше у него имелось рабов. Данная социальная прослойка делилась на частновладельческих и государственных рабов. Участь первых была несколько лучше, чем у вторых. Тяжелее всех приходилось рабам, работавшим на горных рудниках. Рабы, жившие в доме хозяине, а также рабы охранявшие границы полиса меньше других притеснялись высшим классом. Весьма популярным в некоторых городах было долговое рабство. Знатные граждане отдавали в аренду свободным жителям землю для обработки. Если переданный земледельцу участок не приносил урожая или не обрабатывался, то землевладелец устанавливал долговой камень на этой территории. Разорившийся житель становился рабом. Введенные афинским архонтом Драконом (или Драконт) в 621 году до нашей эры суровые законы служили во благо аристократии и полностью ущемляли права демоса (народа). Наказанием, как за мелкую кражу, так и убийство являлась смертная казнь. В Спарте ситуация была несколько иначе. Местным общинам рабов (илотам), обрабатывающим землю, гражданами предоставлялись некоторые вольности.
Что касается государственного управленческого аппарата, то в каждом полисе была своя система. В одном из самых развитых городов
Древней Греции, Афинах власть принадлежала ареопагу, из знатных представителей которого избиралось 9 архонтов. Еще в XI – IX века до нашей эры архонты назначались на пожизненный срок, в VIII веке до нашей эры срок их правления сократился до 10 лет, а еще через одно столетие уменьшилось вплоть до 1 года. Главный архонт (эпоним) руководил внутренними делами полиса. Второй (басилей) занимался религиозными вопросами. Третий архонт (полемарх) был военачальником армии. Остальные 6 архонтов (фесмофеты) занимались судебными разбирательствами. Вместе они образовывали специальную коллегию архонтов, которая уже к V веку до нашей эры практически не играла никакой важной роли в политической жизни полиса. Одним из самых знаменитых архонтов, оставивших свой след в истории Древней Греции, был
Солон. Он являлся представителем древнего и богатого рода, величайшим поэтом той эпохи. Несмотря на знатное происхождение, ему был чужд произвол афинской аристократии (эвпатридов) по отношению к демосу. В 594 году до нашей эры Солон назначается архонтом и, не медля, приступает к работе. Первой делом он добивается отмены долгового рабства. Благодаря его усилиям, с участков земельных должников убирают долговые камни. Впредь арендаторам запрещалось продавать граждан города в рабство, и в первую очередь, несовершеннолетних детей. Сдача земли в аренду, как и ее процентная норма не была назначена. Следующая реформа Солона сформировала 4 основных имущественных класса Афин. Эти прослойки определялись на основе прибыли сельскохозяйственной продукции, получаемой от обработки земли. Показатель результативности рассчитывался в медимнах – весовое количество зерновых, оливкового масла и винограда, добытого с обрабатываемой земли. Первая прослойка именовалась пентакосиомедимнами и к ним относились граждане, прибыль с земельного участка которых превышала 500 медиумнов. В государственных делах они имели наибольший вес, из их числа избирались архонты, а также они были обязаны обеспечивать денежными средствами афинские военные суда – триеры. Второй имущественный класс именовали «всадниками» или гиппеями. Доход от полученного урожая у них составлял больше 300 медиумнов. Столь высокая прибыль позволяла им обеспечить себя хорошим военным снаряжением и конем, для участия в военных походах. К третьему сословию относились граждане, выгода которых от земельного участка превышала 150 медиумнов. Их именовали зевгитами и они составляли основу греческой пехоты –
гоплитов. Доход меньше 150 медиумнов, как высокий показатель не учитывался. Таким образом, формировалось четвертое сословие обыкновенных рабочих, которые в Афинах именовались фетами. Первым 3 классам было дозволено участвовать в государственных делах и занимать разные должности. Третья реформа Солона передавала верховную власть народному собранию (экклесии), а административную и судебную власть – Совету четырехсот (буле). Изменения были произведены также во многих других сферах. Реформы Солона способствовали некоторому уравнению прав аристократии и демоса, что в дальнейшем позволило народным массам бороться за еще большие привилегии. Афины в этот же период добились успехов и на внешнем фронте. При непосредственном участии Солона в 600 году до нашей эры Афины начали успешную войну с Мегарами за Саламин, закончившуюся в конечном итоге признанием права Афин на этот остров. Вплоть до конца VI века до нашей эры могущество этого демократического полиса Аттики только возрастало, а наличие 2 гаваней и немаленького флота, делала Афины довольно серьезной морской силой в Греции.
К началу V века до нашей эры греки продолжали процесс колонизации средиземноморских территорий. В этот же период на горизонте вырисовывается серьезный враг в лице Персидской империи. Еще в 40-е годы VI века до нашей эры греческие города в Малой Азии и некоторые острова в Эгейском море были включены в состав Ахеменидской державы
Кира II. В период правления этого персидского царя, захваченные территории не обременялись непомерными налогами, и по отношению к местному населению не применялись жесткие меры. Ничего не изменилось и в период правления его преемника –
Камбиса II, который большую часть времени проводил в военных походах. После его загадочной смерти в Персидской империи на некоторое время воцарился хаос. Однако, с приходом к власти Дария I в 522 году до нашей эры, междоусобицы прекратились. Новый царь, в отличие от своих предшественников проводил довольно жесткую политику по отношению к колониям. В греческие города Малой Азии, объединенные в единую сатрапию, был направлен персидский наместник и размещены крупные военные гарнизоны. Более того, значительно увеличилось число взимаемых с населения налогов. Все это способствовало росту недовольства среди ионийских греков. Восстание возглавил персидский наместник города Милет Аристагор в 500 году до нашей эры. К восстанию быстро присоединились соседние греческие города. В Балканскую Грецию также было направлено посольство. Однако из ведущих греческих полисов лишь Афины послали горстку военных кораблей. К 498 году до нашей эры объединенное войско малоазиатских греков напали на центр местной сатрапии Сарды и разрушили город. Через год был разбит военный флот союзных персам финикийцев. Восстание разрослось и уже представляло большую опасность для централизованной Персидской империи. В самый эпицентр восстания было направлено 2 армии и новый финикийский флот. В 495 году до нашей эры восставшие потерпели первое серьезное поражение, а через год персы осадили центр взбунтовавшихся греков –
Милет. После непродолжительного штурма город был захвачен и разрушен, часть населения казнена, а другая половина продана в рабство. Восставших греков с островов Эгейского моря постигла та же участь. Подчинив непокорных малоазиатских греков, Дарий I решил осуществить поход на балканские греческие полисы. Для этого он собрал новую армию и флот, состоявший не только из финикийских и персидских военных подразделений, но и из верных империи греческих пехотинцев. Войско возглавил родственник царя Мардоний. Однако в 492 году до нашей эры флот персов, не приблизившись к берегам Греции, был разбит морской бурей. Таким образом, данная военная экспедиция завершилась полным провалом. Потерпевшего фиаско Мардония сняли с должности главнокомандующего персидской армией. Новый военный поход был организован через 2 года, вновь было собрано большое войско и флот. Командование персидской армией приняло решение высадиться в Аттике. Решающее сражение между сторонами произошло в местности Марафон, в нескольких десятках километров от Афин. Афинский стратег Мильтиад, воспользовавшись преимуществом данной местности, применил военную смекалку и разбил персидскую армию. В честь победы, в Афины был направлен вестник, который пробежал чуть больше 42 км до города, сообщил жителям радостную весть и умер от разрыва сердца. Однако персы решили применить хитрость, повернули в сторону корабли, решив захватить центр Аттики, высадившись у противоположного берега города. Поняв замысел противника,
Мильтиад повернул армию назад и в быстром темпе направил ее в сторону Афин. Когда персы высадились у противоположного берега, они увидели у крепостных ворот готовое к сражению войско. Таким образом, очередная военная экспедиция также завершилось провалом. Следующая попытка захвата Балканской
Греции была предпринята следующим царем Ахеменидской державы Ксерксом I. Тщательно подготовившись к вторжению и собрав более чем 200-тысячную армию, которую возглавил лично сам владыка Персидской империи, персы в 481 году до нашей эры выступили в поход. Некоторые области материковой Греции (
Беотия и Фессалия) предали своих собратьев и выступили на стороне врага. Командующему греческим флотом удалось на некоторое время объединить все силы воедино. Значительные силы персов в 480 году до нашей эры высадились у Фермопильского ущелья, являвшегося ключом в Среднюю Грецию. Здесь их встретил небольшой отряд спартанцев во главе с царем
Леонидом и несколько тысяч пехотинцев из других греческих городов. Персы 2 недели тщетно пытались пройти через ущелье. Однако, один продажный фессалиец показал врагу обходную тропу. Персы, обойдя с тыла греков, появились прямо за их спинами. Леонид приказал греческим силам из других городов отступить, а сам вместе с 300 спартанцами (закон запрещал им отступать) принял на себя основной удар. Силы были неравными. Все защитники Фермопил пали смертью храбрых. Открылась дорога на Среднюю Грецию. Вскоре данная территория подверглась разрушениям со стороны персов. Женщины, старики и дети были переселены на острова. Греческие военные суда сосредоточились в бухте Саламина. Командующий греческой флотилией Фемистокл хитростью выманил вражеский флот на генеральное морское сражение. Он решил использовать маневренность греческих триер и наличие подводных скал как дополнительное преимущество. В том же году состоялось знаменитое
Саламинское морское сражение. Большинство персидских военных судов были затоплены, несколько десятков захвачены в плен, а остальные вынуждены были отступить. Очередная военная экспедиция персов завершилась полной неудачей. Сухопутные силы же были разбиты в
битве при Платеях в 479 году до нашей эры. Окончательно от претензий на Балканскую Грецию персы отказались лишь к 449 году до нашей эры. Победа над грозным соперником выдвинула на ведущие роли Афины, которые считали себя спасителями всей Греции. Своего расцвета город достиг при Перикле, который, начиная с 444 года до нашей эры и вплоть до своей смерти в 429 году до нашей эры, неоднократно избирался стратегом. Однако недовольство Спарты политикой афинян, вылилась в
Пелопоннесскую войну 431-404 годов до нашей эры, в которой участвовали Делосский союз под предводительством Афин и Пелопоннесский союз под руководством Спарты. Война ведущих полисов Греции завершилась победой спартанцев и разгромом Афинской морской державы. Греция вступила в эпоху междоусобиц между полисами. В 338 году до нашей эры в битве при Херонее македонская армия разбила объединенные греческие силы. Великий полководец
Александр Македонский включил Грецию в состав своего государства и первым начал распространение эллинизма за пределы Средиземноморья. Во II веке до нашей эры Греция вошла в состав будущей Римской империи. Был положен конец независимости греческих полисов.
Греческая культура в своем развитии значительно превзошла другие античные цивилизации. Основы множества наук были заложены именно в Греции. Архимед и Пифагор достигли значительных успехов в математике. Среди знаменитых философов разных эпох следует выделить Платона, Сократа, Демокрита, а также Аристотеля, который был учителем юного Александра Македонского. Нельзя не упомянуть и автора знаменитой «Истории», «отца истории» Геродота. В Греции развивалось и театральное искусство. Знаменитыми деятелями этой сферы были Софокл, Эсхил и Эврипид. Выдающийся вклад в медицину внес Гиппократ. Среди выдающихся поэтов и поэтесс Древней Греции следует выделить такие яркие личности, как Гомер, Гесиод, Сапфо, Эратосфена и многих других. Что касается архитектурных построек, то самым хорошо сохранившимся памятником древнегреческой архитектурной школы является Парфенон, построенный в Афинах, в честь одноименной покровительницы города. Большинство построек и бюстов были посвящены местным божествам: Зевсу, Посейдону, Аиду, Гере, Афине, Артемиде, Аресу, Афродите, Дионисию, Гефесту и другим. До наших дней дошло огромное количество мифов и легенд Древней Греции.
Благодаря множеству письменных источников и вещественного материала, дошедших до наших дней, современная историческая наука довольно подробно изучила не только ее историю, но и ее величайшие достижения в различных сферах искусства и наук. Успехами древнегреческой цивилизации пользовались последующие народы и распространяли эллинистическую культуру в различные уголки земного шара. Культура Древней Греции описана и в научных трудах последующих народов, которые привлекали достижения этого античного и чрезвычайно развитого народа.